ИНО СТРАННАЯ РЕЧЬ
Самоучитель НАШИ РАССЫЛКИ
Деятельность осуществляется некоммерческой организацией
Хочу поддержать Ваши проекты - - духовно - делом - финансами Мы выдаём спонсорам справки, освобождающие от налогов.
Наши партнёры:
Секреты скорочтения от Сергея Михайлова ====== Кукольный театр в Германии ====== Вкусный цейлонский чай ====== В помощь домашнему электрику ====== Дистанционный курс Гунфу как мастерство Жизни ====== Индивидуальный психолог Татьяна Лобанова ====== Русская газета в Германии "Слово и дело" ====== Развивающие игры для детей ====== Линк на сайте наших партнёров выглядит вот так - здесь нажмите, чтобы запросить коды: |
ВЫПУСК 01.06.2002
Парное обучение
1 июня 2002 года. Здравствуйте, дорогие мои! Ребята! тут тааакие новости на парном фронте! Просто улет!! Если вы стоите, то лучше сядьте! и возьмитесь за что-нибудь покрепче! Но – обо все по порядку… Дело происходило так. Одна читательница, Рахель racheli5@hotmail.com из Нью-Йорка, работает программистом, сообщила мне как-то о том, что "этот метод используется во всех иешивах Америки и очень широко". Это было 16 мая. Ну, Вы сами понимаете… Я, конечно, слово такое впервые слышу… Знать-не-знаю что такое эта самая "иешива", но догадываюсь, что это что-то, связанное со школами. Поэтому спрашиваю у Рахели "что это такое?"… Короче, чтобы не мучить Вас, просто приведу наш с нею разговор. Г.О.: А это что?
Рахель пообещала мне найти русскоязычного е-собеседника… Но! Совершенно случайно, - вдруг!?? – выяснилось, что совсем близко от нашего дома есть синагога, где есть раввин, который "учился в настоящей иешиве" и с которым можно запросто увидеться и поговорить. Да он к тому же еще свободно говорит по-русски. Представляете?!? Дальше – дело техники… Телефон, пару звонков… Вчера мы с ним разговаривали. У него дома. Вот что мы узнали от него. Но прежде чем я поведаю Вам его рассказ, я должен сделать пару предварительных замечаний. Я делаю их исключительно для того, чтобы у людей, имеющих обыкновение додумывать и досказывать свои мысли вместо авторских, такую возможность и необходимость отнять. Я – не еврей. Про евреев вообще не так уж давно узнал, что "они есть и как им плохо жилось в СССР". Кроме того, прочитав книжку Алана Элфорда (Alan F. Alford живет в Америке, Вы легко найдете его сайт, на котором полно его работ, - на английском, конечно, - но читал я его книжку, само собою, по-русски), - прочитав его книжку, я пришел к выводу, - он сам об этом ни слова не пишет и даже не намекает, - что евреи вовсе даже не "избранный народ", а простые физические потомки этих самых богов из плоти и крови, которые приезжают на Землю регулярно (но с нашей точки зрения не слишком часто, примерно один раз в 3600 лет) и которые нас всех тут с помощью генной инженерии "из пробирки" когда-то вывели. Всех, - людей, животных и растения тоже. Вот такая вот "моя картина мира"… А теперь идем дальше. Раввин оказался человеком лет около 35-ти… Жена у него премиленькая девушка, родившая двоих столь же премилых мальчиков, трех и пяти лет. Они весь вечер болтались у нас под ногами, играли и капризничали как самые обычные дети. Раввин учился в настоящей иешиве в Израиле 9 лет. Еще 5 лет он жил и преподавал в Дании, в Копенгагене, а теперь живет на границе Швейцарии, Германии и Франции, но во Франции, а в Хайдельберг приезжает провести службу и урок… Благодаря этому мы и встретились. Иешива действительно школа только для мальчиков. Естественным был вопрос "почему?". Он рассказал нам такую байку. Один мудрец спросил "вот если у вас есть два сына, и один из них очень ответственный и серьезный, а второй оболтус, - кому вы поручите больше работы?" и сам же ответил "конечно, оболтусу, чтобы его подтянуть, так ведь?". Вот так же и школа для мальчиков, - их нужно грузить и грузить, а девочки, они и так жизнью перегружены, они крепкие и ответственные, они схватывают все на лету… Их нужно поберечь, да они и так могут гораздо больше мужчины. Вот поэтому иешивы только для мальчиков. Далее был главный вопрос "ну а как же в них с парным обучением? на самом деле там один ученик учит другого?". Да, на самом деле. А сколько учеников было в той иешиве, в которой Вы учились? Около 600. И что? все занимались в одном помещении? Да, почти все, - гул при этом стоит изрядный! А классные комнаты есть? Чаще всего нет, но бывают, в разных иешивах по-разному. И разного возраста? Ну, да, конечно. И партнеров меняют постоянно? В общем "да", но… Задача каждого ученика в том, чтобы найти "своего" партнера… И если это удается, - а случается это не так уж часто, - то тогда ты счастливец! И тогда ты большую часть времени занимаешься с ним. В паре, но больше всего именно с ним. И что? он становится учителем? Нет, мы оба учителя-ученики. И у Вас был такой партнер? Да. А где он теперь? Дааалеко… И как же выглядит процесс парной работы? Мы изучаем талмуд (я не знаю, может быть, его можно писать только с большой буквы?). Происходит это так (берет большую книгу, формата где-то около А3, лист вертикально)… Вот эта книга. Ее написали во Франции. Давно. Писали ее следующим образом. Брали части талмуда (не помню, как они называются, главы? книги?). Каждый выучивал наизусть одну часть, и он в этой группе был "профессором" по одной этой части. Частей было 60, так что и участников процесса было тоже около того. Один говорил какую-то мысль из источника. Все слушали и обсуждали. Каждый из "профессоров" по остальным 59-ти частям соотносил эту мысль со своею частью, которую он знал назубок. Если что-то не состыковывалось, то обсуждали, выясняли, как правильно. Это обсуждение записывалось. Форма записи была такая. На большом листе посредине отводили место (в виде прямоугольника) для основного текста. Слева от него (выше, слева и ниже) писали комментарии-рассуждения "по поводу". А справа от основного текста (выше, справа и ниже) писали пояснения разного рода, которые требовались, так как основные тексты были на разных языках, в том числе, древних, и нужно было для современников объяснять кое-что. Таким образом, поле страницы заполнялось целиком: в центре – исходник, а вокруг – дополнения к нему. Вот эту книгу и показал нам раввин. Но из этого не стало ясно, "так как же все-таки насчет работы в парах?". А в парах работали так. Один брал какое-нибудь утверждение и произносил. Второй высказывал свои соображения… Теперь первый… И так целый день. Конечно, можно было рыться в книгах, частично работать с другими партнерами, но общий принцип был такой "обсуждение до последней возможности проникнуть во все детали". Пример такого рассуждения от привел вот какой. Вот идет человек по дороге. Видит, что-то лежит. Он думает "взять?". Затем он думает "а кто бы это мог оставить? оставил или обронил? и где он может быть теперь?". И так до бесконечности, пока из рассуждения не образуются некоторые простые правила, по которым можно решить "взять-нельзя-взять". Так работала обычная школа. Если же кто-то хотел стать раввином, но он половину дня изучал "законы" (не знаю, это очень примерно), а вторую половину дня продолжал углубляться в талмуд как и раньше. Мы спросили "а кого берут в иешиву?". Он ответил "приходи и учись, но в первый год очень трудно, не все выдерживают такую работу. Работа очень напряженная". Иешива становится для ученика домом, - он там спит, ест и вообще проводит все время… Погружение в атмосферу, в среду. Оно – необходимо. Еще раввин сказал "процесс – главное. Что изучаем – это не так важно. Суть – в процессе: пойми сначала, затем перевари, переломи сквозь себя, теперь выскажи то, что получилось в результате переваривания, выслушай партнера, что он скажет об этом. Такой процесс. Сначала сделай, потом подумай. И в этом нет противоречия. Но чтобы понять и принять это, нужно сесть в пару со "своим" партером и порассуждать… И привлечь источники… Сменить партера и еще порассуждать… Есть ли учитель в процессе? Да. Он иногда дает уроки. Это уже групповое общение. Вопросы можно задавать, но в основном говорит учитель. Чтобы получить разрешение посетить урок учителя, нужно попахать еще как! Не каждому разрешают быть на уроке. Еще есть люди, которые наблюдают за порядком, - дети есть дети, они могут шалить. Они могут пропустить занятие, тогда этот человек спрашивает "ты почему вчера не был?". Есть ли такие иешивы в Европе или в России? Нет, нету (когда ему стали называть конкретные, о которых что-то известно, - с нами еще были другие участники разговора, они что-то знали, - тогда он сказал что-то типа "это не серьезно, это не иешивы"). Есть одна в Берлине, но все же не вполне… Там живут студенты университета, которые какую-то часть времени учатся вне иешивы в обычном университете, а в "оставшееся от университета время" живут и учатся в иешиве. Ну, вот… Пожалуй, больше я ничего не помню. Судя по всему, иешивы, - и парная технология в них, разумеется тоже, - существуют очень давно… Даже трудно себе вообразить, как давно они уже существуют. Мы спросили раввина "а как так случилось, что Вы, "простой советский пионер" (он из Москвы сам) попали в религию и в иешиву. Он рассказал вот что. "Было мне 10 лет. Сижу я дома и собираюсь поесть. Наложил себе котлет и налил стакан молока. Мимо "пробегает" мой отец и мимоходом замечает, мол, правоверные евреи никогда котлеты с молоком не едят. А отец мой, конечно, не был религиозным и сам ничего этого не соблюдал. Вот и весь рассказ. С этого все и началось. Отец брякнул походя… А я задумался… Теперь я говорю моему отцу кое-что сам". Мы договорились с раввином, что он нам подарит CD для РС, на котором 15 своих голосовых уроков он записал. И также он обещал сделать видео запись парной работы в Берлинской иешиве, где он частенько бывает. Он сказал, что камера у него есть, что он спросит разрешения и, если разрешат, то он снимет для нас. А мы, конечно, постараемся эти кадры включить в наш документальный фильм о парном обучении. В заключение расскажу байку, которую нам также рассказал раввин. По талмуду считается ооочень плохим делом "говорить плохо о человеке". Даже если и сообщается чистая правда. И вот один человек так сделал, - он сказал плохо о своем брате. А это еще хуже. И он захотел исправить это. Пришел к раввину и спросил, "как это сделать?". Раввин говорит "это очень просто. У тебя есть подушка? (да, есть) Возьми ее, выйди на дорогу, вспори ее и выпусти из нее пух наружу". Человек ушел и так сделал. Сделал и снова пришел к раввину. Говорит "я сделал". Раввин говорит "теперь пойди и собери все обратно в подушку". Привет! - Григорий Олегович, ================ Алексей приглашает Вас заглянуть
на http://Noo.ru - мыслящий сайт.
|
Школа Радости СемьОбуч в Этномире ЭкоСеть Журнал "Директор школы" Секреты скорочтения от Сергея Михайлова Cпорные мысли о воспитании и нетрадиционные технологии образования Мастерская педагога А. Клевайчука Школа № 60 Москва Новости для милых дам Новости Калужской области Развивающие игры для детей Клуб выгодных покупок В помощь домашнему электрику Дистанционный курс Гунфу как мастерство Жизни Индивидуальный психолог Татьяна Лобанова Творческие Креативные Технологии в Образовании Как стать нашим партнером |