ГЛАВНАЯновости   ИНЯЗ-ТРЕНИРОВКИ
иняз-спорт
  ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖИЗНИ
парная технология, успех, здоровье
  РАССЫЛКИ
архив
  IMPRESSUM
ИНО СТРАННАЯ РЕЧЬ



Самоучитель

НАШИ РАССЫЛКИ
на Subscribe.Ru
Парное обучение
Театр спонтанности
Прикладная философия
Иняз-спорт. Осваиваем иностранные языки
Хочу сначала почитать кое-какие рассылки
Деятельность осуществляется некоммерческой организацией Wechselseitig Lernen e.V..
Хочу поддержать Ваши проекты -
- духовно
- делом
- финансами
Мы выдаём спонсорам справки, освобождающие от налогов.

Наши партнёры:
Секреты скорочтения
от Сергея Михайлова

======
Кукольный театр в Германии
======
Вкусный цейлонский чай
======
В помощь домашнему электрику
======
Дистанционный курс
Гунфу как мастерство Жизни
======
Индивидуальный психолог
Татьяна Лобанова
======
Русская газета в Германии
"Слово и дело"
======
Развивающие игры для детей

======
Линк на сайте наших партнёров выглядит вот так - здесь нажмите, чтобы запросить коды:

ВЫПУСК 11.09.2002

Читатели пишут

Ведущий рассылки " Папашины заметки" Сарафанов прислал нам занятное предложение насчет того, как можно показать, что нам действительно нравится та или иная рассылка... Но и об этом от Вас не пришло никаких впечатлений. А жаль! Мысли Сарафанова были весьма незаурядные... Ну, да ладно! Оставим эту грустную тему про обратную связь, - ну ее в болото! Лучше приведу здесь для Вас мою переписку с человеком, изучающим китайский язык.

Его зовут Kapishnikoff Alexander kapishnikoff@pop.redcom.ru

Г.О.: Использовали ли Вы для тренировок слуховую трубку
Н.Ш. Бородянского?
Kapishnikoff Alexander: Нет, не использовал, и, более того, ничего о нем не слышал. Признаться, я еще не проглядел архив статей, которые Вы мне выслали.

Г.О.: Очень простая штука эта трубка... Берете какую-нибудь вороночку, небольшую или даже малюсенькую, к ней приделываете трубку, - длиной около метра, - для переливания крови или какой-то подобной, почти любой, но лучше такой, у которой внутренняя стенка гладкая, чтобы потери звука были меньше.

Воронка приставляется ко рту говорящего (ведущего) партнера, а трубка приставляется к уху повторяющего (ведомого) партнера. Зазор между ртом и воронкой и между трубкой и ухом регулируется рукой по мере надобности.

Полезно иметь два комплекта, чтобы и от ведомого к ведущему "обратная связь" была через слуховую трубку. Полезно также при самостоятельной работе (без партнера) соединять свой рот со своим же ушком. Фактически эта слуховая трубка, - тот же фонендоскоп, который используют врачи. От детей храните подальше - дети могут вставить глубоко в ухо и крикнуть в воронку, - это опасно для ушной перепонки.

Г.О.: Расскажите, пожалуйста, Александр, поподробней, как вы практически осуществляли "контроль носителя языка". Это интересно и мне, это интересно и читателям рассылки!
Kapishnikoff Alexander: В отличие от европейских языков, слог в китайском языке состоит из инициалей и финалей, т.е. из первой и второй части (только из одной или двух частей), поэтому все слоги легко представить в виде таблицы. Так вот по началу я читал слоги. Сначала по горизонтали, затем по вертикали, затем выборочно. Мой партнер внимательно меня слушал, и всяких раз, когда я ошибался или произношение было не точным, я слушал, как это должно быть, и повторял (тренировался) до тех пор, пока не получится.

Г.О.: Вот здесь бы трубка Бородянского пришлась очень кстати!!! Она дает возможность звуку куда-то в такое место проникнуть, что сразу схватываешь мельчайшие подробности фонограммы ведущего!
Kapishnikoff Alexander: Благо партнеров в студенческом общежитии много. Да и возможность почитать домашнее задание с контролем с моей стороны их тоже устраивала. Когда разобрались со слогами, перешли на уроки, предлагаемые в учебнике. Сначала я читал слова, а затем текст, с проверкой не только правильности произношения, но и фразового ударения (правда, это уже сложно).

Еще очень продуктивной была тренировка активных конструкций (например: где-то что-то есть; в отношении кого-то сделать что-то и т. д.) Кое-что составлял сам сходу, на что-то наталкивали мои партнеры. Наконец, просто вольная беседа. Настолько, на сколько хватало лексики и грамматики. Пробовал я тогда и с песнями, но что-то у меня не получилось. Видимо, уровень был не тот, ведь китайский слог в мелодии песни очень специфический.
Г.О.: И здесь трубка Бородянского сослужила бы Вам хорошую службу!!! Жаль, что Вы про нее тогда не знали... Если бы носитель языка пропел Вам фонограмму "прямо в самое среднее ухо", то можно не сомневаться, что все получилось бы. Можно также использовать трубку Бородянского и для звукопроведения от магнитофона... Тоже хорошо работает.

Песня - штука очень сильная! Стихи тоже сильно работают, но песня - еще сильнее! И еще важно, чтобы под песню ритмически двигаться (танцевать). Тогда в работу включаются не только слух и гортань, но и многие группы мышц всего тела, а также система ориентации в пространстве, глаза... Комплексная тренировка подсистем организма тоже штука чрезвычайно сильная. А то мы ведь как привыкли "изучать" языки?! Сели. Сидим. Сидим. Пока зад не затвердеет! Вредно это очень!!

Kapishnikoff Alexander: Когда то (декабрь 2000), вы уже отвечали на мой вопрос и предлагали мне попробовать алгоритм проговаривания, пения и т. п. “в ушко”. Скажу честно, я не следовал вашим инструкциям на 100%. Я упростил все упражнения до простого чтения (с контролем, разумеется, носителя языка). Даже не смотря на это, мне удалось поставить мое произношение. Теперь, когда китайцы слышат меня, обязательно говорят, что “на слух” моя речь достойна похвалы. Спасибо и Вам в этом.

Kapishnikoff Alexander: Второе, что я подчеркнул из рассылки "Парное обучение", это предложение “измерить” удобный используемый запас лексики, перевести ее и благополучно пользоваться. Сделать это дома у меня не получилось (не то лень, не то из-за отсутствия стимула, - такой уж я человек, если интересно, то делаю), но когда я был в Китае, я, - памятуя ваши советы, - записывал в блокнот не только слова, но и целые фразы, которые не смог сказать с ходу. По прошествию месяца, я достаточно свободно мог объяснить, что же мне от них хочется.

Ученику

Сегодня Вы получаете алгоритм парной работы для тренировки навыков "гениального" рисования.

Когда я сам учился в школе, то мне повезло... Но я об этом узнал и понял через 20 лет после окончания школы. А понял я, что рисованию нас обучал не "простой учитель", а талантливый. Зовут его Игорь Павлович Волков, учил он нас в Никольской средней школе Московской области. Школы этой уже давно нет (разрушили). Потом он работал до пенсии в Реутово. Дай Бог ему доброго здоровья!

А передо мною сейчас лежит его книжка "Цель одна - дорог много: проектирование процессов обучения", издательство "Просвещение", Москва, 1990 год. В рукописи эта книжка называлась "Проектирование процессов обучения с заранее заданным конечным эффектом".

Вот мне и пришла в голову идея переложить систему обучения "гениальному рисованию" Волкова на парную технологию. Об этом ниже и пойдет речь.

Волков, изучив работы известных художников-реалистов (тех, которых он и многие другие считают "гениями" или что-то вроде этого), обнаружил, что они блестяще владели четырнадцатью техниками рисования, овладев которыми в совершенстве, любой может рисовать гениальные реалистические картины (так считает Волков). Теперь мы приведем цитату из книги И.П. Волкова, в которой он описывает эти 14 техник. Читайте же!!!

Начало цитаты.

При анализе работ совершенно ясно стало видно, что "талантливые" отличаются от "неталантливых" по двум признакам. Первый - "талантливые" художники владели самым обычным ремесленным мастерством (сейчас это слово стыдно произносить), которое легко формализуется до уровня, "понятного" машине, и сводится всего (! - знак автора) к 13 пунктам:

1. Компоновка в листе. Правильное расположение в листе элементов картины (людей, животных, предметов).
2. Построения. Имеются в виду обычные академические построения, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретным очертаниям, рисование по осям и т. д.
3. Тон. Общий - на сколько один предмет темнее или светлее другого; местный - разница в освещенности частей предмета.
4. Цвет. Смешивание красок, многообразие цветовых оттенков, колерный (общий) цвет предмета.
5. Мазок. Не должно быть в одной картине двух одинаковых мазков по цвету, форме, площади, повторный мазок (в акварели) не должен повторять предыдущий по контуру, он должен быть или больше, или меньше ранее положенного; мазок должен подчеркивать форму, фактуру предмета: нельзя делать мазком одной формы и небо, и траву, и воду, и кору дерева, и т. д. Чем разнообразнее мазок, тем выше квалификация.
6. Гармоничное сочетание красок. Неповторимость цветовых гамм в различных композициях, рисунках с натуры (особенно в пейзаже). Краски должны быть сгармонированы (колорит). Двух одинаковых работ по колориту быть не должно.
7. Штрих. Тонирующий: параллельный, перекрещивающийся; набросочный: круглый-ломаный, толстый-тонкий; сплошной-прерывистый. Штрих, если он положен, должен “работать”. Никаких лишних штрихов в наброске быть не должно.
8. Светотень. Имеется в виду 5 частей светотени: свет, полутень, тень, рефлекс, блик.
9. Перспектива-фронтальная, угловая; воздушная (цветовая, тоновая).
10. Анатомия и пропорция человека.
11. Закономерности складок.
12. Правила составления композиции. При составлении жанровой композиции в нашей работе соблюдалось всего одно правило: рисуются крупно фигуры во взаимодействии (с правильной компоновкой в листе). Как все упрощается при “компьютерном” подходе!
13. Технология наложения красок. Для каждого случая требуется свой способ наложения красок: густо, лессировкой, полусухой кистью, разными инструментами.

Со всей ответственностью, как художник профессионал, могу сказать, что человек, который в одной картине сможет свести эти тринадцать пунктов, по мастерству (а не по талантливости), хочет он того или нет, выходит на уровень старых мастеров.

“Неталантливый” же художник в одной картине эти тринадцать пунктов свести не может (по незнанию или неумению): он все делает или мазком одной формы, или не может сочетать гармонично краски, или не знает правил составления композиции, или и то и другое вместе взятое. Но оказалось, что некоторые художники из “неталантливых” могли свести в одной картине все эти 13 пунктов, мастерство у них не хуже, чем у старых мастеров, а “не талант”.

Оказывается, что талантливость определяет второй признак - степень образности в передаче типичного: у “талантливых” художников в картине передано самое характерное для эпохи. Например, думаю, после Репина не имеет смысла рисовать картину на тему “Бурлаки”. Мало вероятно, что удастся более образно передать эту сцену. Так же мало вероятно, что кому-то удастся перешагнуть картину Васнецова “Три богатыря”, настолько там характерно передана эпоха, созданы образы русского богатыря. У “неталантливых” же в картине изображено случайное, нехарактерное. Репин о таких художниках сказал, что посредственный художник что видит, то и рисует (видит мужика - рисует мужика, видит свинью - рисует свинью). От этого четырнадцатого пункта зависит степень талантливости художника.

Конец цитаты.

Далее Волков говорит, что если создать набор упражнений (а Волков их создал), выполняя которые ученик тренирует все эти 14 умений (ремесленных приемов), то после достаточного числа повторений любой сможет производить картины не хуже тех, что делали Васнецов или Репин.

Нам не хочется здесь затевать спор на тему о том, "а прав ли Волков?"... Наша задача куда как легче и проще! Мы по-просту предполагаем, что "допустим, Волков прав", и делаем парную технологию, используя его подход. Технология очень простая.

Алгоритм работы пары учеников.

1. Р1 и Р2 меняются ранее выполненными работами.
2. Р1 перечисляет для Р2 те (немногие, два-три) из 14 навыков, которые тренировал он (то есть сам Р1), когда выполнял эту учебную работу. Р2 записывает их в свою тетрадь.
3. Р1 обращает внимание Р2 на те трудности, которые у него были при выполнении учебной работы. Р2 записывает их в свою тетрадь.
4. Р2(2-3)
5. Р1 и Р2 самостоятельно выполняют каждый свою учебную работу.
6. Р1 и Р2 обмениваются выполненными работами и своими тетрадями.
7. Р1 и Р2 самостоятельно анализируют работу партнера и свои замечания записывают в тетрадь партнера
8. Р1 читает свои замечания по работе Р2, они обсуждают их. Если в ходе обсуждения обнаружится, что в замечания, сделанные Р1, нужно внести коррективы, то Р1 вносит их
9. Р2(8)
10. Р1 и Р2 берут каждый свою работу и работу своего партнера, которая служила им образцом, берут свою тетрадь.
11. Р1 и Р2 делают отметки в листке учета.

Вот, собственно, и все, что я хотел Вам сообщить на сегодня, уважаемые. Привет!

P.S. Если кто-то из читателей может связаться с Игорем Павловичем, то передайте ему от меня огромный привет и пожелания здоровья и долгих лет жизни, а таже его жене Лие Ильиничне, , которая блестяще учила нас русскому языку! Если получится, то передайте ему также и этот выпуск рассылки.


Учителю

Как я понимаю, первого сентября учителю совсем "нет дела" до какой-то там рассылки!! Это же "Первое Сентября!!". Празник и заботы разнообразные... Поэтому я, пожалуй, ограничусь простым "Поздравляю Вас с началом учебного года" и "Примите наши соболезнования по случаю окончания отпуска"...

Рассылка "Парное обучение" будет рада получить от Вас, уважаемый Учитель, Ваш рассказ о том, какой предмет Вы преподаете, - не обязательно в парной или КСО-технлогии! - и охотно ответит на Ваши возможные вопросы в связи с использованием парного обучения на Ваших уроках.


Алгоритмы

Два ученика работают в паре. Обозначим учеников Р1 и Р2 (от английского "partner"). У каждого из них есть своя карточка. Обозначим карточки К1 и К2. Эти обозначения мы будем использовать для записи алгоритмов работы пары учеников.

Алгоритм "Угадай картинку"

Подготовка. Учитель говорит ученикам:
- Сейчас мы будем играт в веселую игру! Я покажу, как надо делать. Я буду на доске рисовать картинку, а вы смотрите... Я буду рисовать медленно, а кто из вас первый догадается, то сразу пусть кричит название. Кто первый догадается, тот и выйграл! Смотрите, я рисую.

Учитель поворачивается к доске и рисует контур какого-нибудь предмета. Лично я в этом случае чаще всего рисую профиль обычного ботинка, начиная с задней стороны, сверху вниз, - как только я начинаю обводить каблук, тут уже кто-то из детей догадывается. Учитель обращает внимание детей на то, что лучше всего рисовать именно контур.

Теперь он приглашает к доске кого-нибудь из учеников. Ученик рисует свой рисунок, а класс отгадывает. Учитель на этом примере показывает, что "рисунок со многими мелкими деталями" отгадать трудно. Да и рисовать его тоже трудно, лучше все же постараться сделать простой рисунок. Можно пригласить еще одного ученика, чтобы все лучше поняли, что простой рисунок лучше.

Ученики садятся в пары. Учитель объясняет паравила игры (а это и есть алгоритм работы пары):

1. Р1 и Р2 самостоятельно задумывают каждый свой рисунок. Они могут на черновике попробовать его нарисовать, но так, чтобы партнер его не видел.
2. Р1 рисует в своей тетради (а позднее, когда ученики освоятся в парах, то в тетради партнера) свой вариант рисунка, а Р2 наблюдает и, если есть какие-нибудь идеи для отгадки, то сразу их говорит. Заканчивают, если Р2 отгадал или если Р1 закончил рисунок полностью.
3. Р2(2)
4. Р1 и Р2 самостоятельно рисуют свои рисунки на отдельных листах бумаги, пишут на них свое имя и фамилию, ставят дату.
5. Р1 и Р2 отдают эти листочки учителю (который складывает их в специальную папку)
6. Р1 и Р2 отмечают сделанную работу в листке учета: если ученик угадал рисунок до того, как партнер закончил рисовать, то отгадавший ставит себе "1", а если не отгадал, то ставит себе "0". В спорных случаях обращаются к учителю.

Вот и весь алгоритм. Можно ли его применить не на уроке, а для игры дома? Разумеется! Получается очень весело, если пришли гости - один рисует, а все отгадывают! Если у Вас возникнут дополнительные идеи в этой связи, то присылайте нам Ваши варианты, пожалуйста. Ждем!


Карточки

Карточка? Что это такое?! Да это просто "порция информации"!! И ничего больше!!! Просто порция.

В алгоритме "Угадай рисунок" порцией информации и был отдельный рисунок. Мы предложили в нашем варианте алгоритма эти рисунки рисовать на отдельных листочках, чтобы их можно было отдать учителю, который соберет их в отдельную папку.

Как потом может учитель использовать собранные карточки? Есть много возможностей! Например, их можно показывать другим ученикам, которые еще не умеют играть в эту игру, - пусть посмотрят, что нарисовали другие дети. Можно их использовать для тренировки иностранных слов, если написать на них перевод.

Если для работы по алгоритму "Угадай рисунок" попросить учеников рисовать картинки на определенную тему, то можно сделать прекрасную коллекцию карточек для работы по другим предметам, например, по зоологии или по химии...

Если у Вас возникли другие идеи или есть вопросы о том, как сделать карточки, то присылайте нам Ваши варианты карточек, пожалуйста. Обсудим, опубликуем в рассылке... Ждем!

Да! напоминаю, что ведущий рассылки " Скорочтение, память, диалектика" Сергей Михайлов любезно согласился оказывать для учителей совершенно бесплатно помощь в сканировании карточек. Вот что пишет Сергей:

"Сканер у меня есть, но почтового ящика, из которого бы не крали корреспонденцию, - нет. Пусть шлют. 680042, Хабаровск, Шелеста 83-1. Михайлову Сергею Евгеньевичу".

Поэтому все варианты рукописных карточек Вы можете посылать Сергею. Он их снимет на сканере, и мы их опубликуем в рассылке и в сайтокниге.

Если есть среди нас еще желающие бесплатно сканировать карточки для парной работы, то сообщите, пожалуйста.


Новое в сайтокниге

В сайтокниге за лето никаких новых поступлений не случилось. Для тех наших читателей, которые присоединились к нам вновь, напомним, что на первой странице сайтокниги по парному обучению описаны правила пользования сайтокнигой.

Если возникнут у Вас вопросы или дополнения в сайтокнигу, то присылайте нам Ваши тексты, пожалуйста. Их рассмотрят эксперты и, если найдут подходящими, то поместят в сайтокнигу.

Сама по себе сайтокнига - это проект, рассчитанный на многие годы. Ее назначение - снизить объем труда, который нужно затратить учителю, чтобы перейти с групповой формы обучения на парную (на КСО - коллективный способ обучения).


Полезное в сети

Здесь не очень длинная история развития школы 528, рассказанная ее директором Коростылевой Н.Я..

В частности, там говорится:

Идея интеграции дала новые предметы и курсы. С другой стороны, новые курсы диктовали запрос на иные способы педагогического взаимодействия, на новые педагогические технологии, сохраняющие целостность личности и учителя, и ученика. Так появился следующий пласт интеграции - по технологиям: здесь объединяются химия, математика, русский язык в методике КСО, начальная школа и литература - в мастерские. Этому предшествовала серьёзная профессиональная учёба всего педагогического коллектива с участием Центра педагогического опыта УПМ (Мухина И.А.), выездами в Молодёжное, семинарами, деловыми играми, встречами с учёными.

Если Вы встретите в сети что-то полезное по парному обучению (или по КСО), то шлите ссылку, - место в рассылке и на сайте всегда найдется!


Оргвопросы

Для рассылки нужны банковские счета, чтобы накапливать на них деньги, необходимые для создания парных частных школ. Мы говрим о многих счетах в банках многих стран, чтобы не возникали затруднения и дополнительные расходы при переводе денег через границы. Кто из читателей рассылки может помочь в этом вопросе?

Для распоряжения этими деньгами создается союз, устав которого мы обсудим с теми из нас, кто примет участие в практических делах, связанных с открытием парных частных школ.